Единорог
Главная страница книги Легенды и предания

О Единороге.

Это волшебные существа похожие на белых лошадей. "Она была совсем не похожа на тех однорогих лошадей, которых люди рисуют в книжках, и называют единорогами. Она была меньше лошади, копыта ее были раздвоены, и была Она прекрасна той древней и дикой красотой, которой никогда не было у лошадей, которой стыдливо и неубедительно подражают олени и шутовски пародируют козы. Длинная и стройная шея делала ее голову меньше, чем она была на самом деле, а грива, ниспадавшая почти до середины спины, была мягкой как пух и легкой как дымка. У нее были остроконечные уши и тонкие ноги с пучками белых волос на лодыжках, длинный рог над глазами сиял перламутровым светом даже в глубокую полночь. Им Она убивала драконов, исцеляла королей и сбивала наземь спелые каштаны для медвежат.
Единороги бессмертны. Они живут уединенно, обычно в лесу у заводи с чистой водой, в которой можно видеть отражение, - ведь они немного тщеславны и знают, что на свете нет существ столь же прекрасных и волшебных. Единороги редко соединяются в пары, и нет места таинственнее, чем то, где был рожден единорог".
Единороги, как и драконы, живут несколько столетий. Они сторонятся людей и слушаются только девственниц. Люди убивали единорогов ради их рога, который обладает большой целебной силой. Люди добились своего - единороги исчезли. Это была не первая ошибка людей, и она не стала последней.
Бестелярии о единороге.
Первое описание единорога почти полностью совпадает с последним. За четыреста лет до н. э. Греческий историк и врач Ктесий сообщал, что в царствах Индостана водятся весьма быстроногие дикие ослы с белой шерстью, пурпурно-красной головой, голубыми глазами и острым рогом на лбу, у основания белым, а на конце красным, а посредине черным. Плиний пишет более подробно (VIII, 21): "Самый свирепый и яростный зверь из всех - это единорог, или "моноцерос"; туловищем он схож с лошадью, головою с оленем, ноги, как у слона, а хвост кабаний, ржет он отвратительным голосом, посреди лба торчит черный рог длиною в два локтя; говорят, что этого дикого зверя невозможно поймать живьём".
В 1898 году ориенталист Шрадер предположил, что образ единорога мог быть подсказан грекам некоторыми персидскими барельефами, изображающими быка в профиль с одним рогом.
В "Этимологиях" Исидора Севильского, составленных в начале седьмого века, можно прочитать, что единорог одним ударом своего рога бивает слона; быть может, это отголосок описанной во втором путешествии Синбада победы "каркадана", или носорога, "который способен своим рогом поднять слона". (Также мы читаем здесь, что "рог носорога, расщепленный пополам, подобен человеческой фигуре"; Казвини говорит, что получается подобие человека верхом на коне, иные называют птиц и рыб.) Другой противник единорога - лев, и одна строфа запутанной аллегорической поэмы "Королева фей" изображает их поединок следующим образом:

Как мощный лев, чьей царственной державе
Единорог мятежно вызов шлёт,
И лев тогда при встрече их в дубраве,
К стволу прижавшись, нападенья ждёт;
Враг мчится вскачь, сейчас его проткнет,
Но лев отпрянул вбок, и рог в стволе застрянет.
Враг в западне, теперь он не уйдёт,
Бесценный рог добычей славной станет,
И победителя обильный ужин манит.

Эти стихи (книга II, песнь V, строфа X) написаны в шестнадцатом веке; в начале восемнадцатого века при объединении Английского королевства с Шотландским в гербе Великобритании соединились английский леопард и шотландский единорог.
Средневековые бестилярии утверждали, что поймать единорога может только девица; в греческом "Physiologus"* мы читаем: "Как его ловят. Ставят перед ним девицу, и он прыгает на лоно девицы, и она согревает его своей лаской и уносит в королевский дворец". Этот триумф чистоты представлен на медали Пизанелло и на многих знаменитых гобеленах; аллегорические толкования придумать тут нетрудно. Леонардо да Винчи объясняет такой способ поимки единорога его сладострастием, которое заставляет его забыть о свирепости, - он ложится на лоно девицы, тогда-то охотники и ловят его. Святой Дух, Иисус, ртуть и зло - ко всем им как символ применялся единорог. В "Psychologie und Alchemie"** (1944) Юнг излагает историю и анализ этих символов.
Белая лошадка с передними ногами антилопы, козлиной бородой и длинным торчащим на лбу винтообразным рогом - таково обычное изображение этого фантастического животного.
Единорог китайский.
Китайский единорог, ки-лин, - одно из четырёх сулящих благо животных; прочие это дракон, феникс и черепаха. Единорог - главное из 360 существ, живущих на суше. Туловище у него оленье, хвост бычий, копыта лошадиные. Его короткий рог, растущий на лбу, сплошь из мяса; шерсть на спине пяти различных цветов, а брюхо бурое или жёлтое. Он так деликатен, что при ходьбе старается не наступить даже на самую крохотную живую тварь и траву ест только засохшую. Его появление предвещает рождение справедливого правителя. Ранить китайского единорога или переступить через мёртвое тело - приводит к несчастью. Продолжительность жизни этого животного - тысяча лет.
Когда мать Конфуция носила его в своём чреве, духи пяти планет принесли ей животное, "похожее туловищем на корову, с чешуею дракона и рогом на лбу". Так рисует Сутхилл благовечание; вариант его, приведённый Вильгельмом, гласит, что животное это появилось само и выплюнуло агатовую табличку, на которой были начертаны следующие слова: "Сын горного хрусталя (или сущности воды), когда царская династия падёт, ты будешь править, как царь без трона".
Семьдесят лет спустя охотники убили килина, у которого на роге еще сохранился клочок ленты, повязанный матерью Конфуция. Конфуций пришел посмотреть на единорога и заплакал, ибо почувствовал, чему служит предвестьем гибель этого невинного, таинственного животного, и еще потому, что в этой ленте таилось его прошлое.
В тринадцатом веке разведывательная экспедиция императора Чингисхана, готовившего вторжение в Индию, встретила в пустыне существо, "подобное оленю, с головой лошади, с одним рогом на лбу и зелёной шерстью", которое, обратившись к ним, сказало: "Пора вашему господину возвращаться на родину". Один из министров Чингисхана, посоветовавшись с мудрецами, объяснил императору, что это был чио-туан, разновидность ки-лина. "Четыре года великая армия сражалась в западных краях, - сказал министр. - Небеса, коим противно кровопролитие, посылают тебе предупреждение через чио-туана. Ради всех богов, убереги империю от крови; умеренность принесет безграничную радость". Император отказался от своих военных замыслов.
За двадцать два века до н.э. один из судей императора Шуна владел "однорогим козлом", который отказывался нападать на ложно обвинённого и бодал виновного.
Маргулье в "Anthologie raisonnee de la litteratur chinoise"* (1948) излагает загадочную, сладкоречивую аллегорию, произведение прозаика девятнадцатого века:
"Обычно считают, что единорог - это сверхъестественное существо и предвестник добра; так говорят оды, анналы, библиографии добродетельных людей и другие тексты, авторитет которых бесспорен. Даже деревенские женщины и дети знают, что единорог предвещает счастье. Животное это, однако, не водится на крестьянских дворах, встретить его нелегко, и оно не поддаётся зоологической классификации. Оно не похоже ни на лошадь, ни на быка, ни на волка, ни на оленя. Можно лицом к лицу столкнуться с единорогом и не быть уверенным, что это именно он. Мы знаем, что животное с гривой - это лошадь, а животное с рогами - бык. Но каков из себя единорог, нам не известно".
Легенда о талисманах.
Было время, и этот мир был частью множества миров. И как каждый мир был по-своему прекрасен, по-своему оригинален. Но, как и всем мирам, ему был дан великий талисман пара священных единорогов: Единорог Света и Единорог Любви. И были они той силой, что помогала миру в стремлении его к развитию и величию. И были они символом и душой мира. Нераздельны были с ним. И паслись они у прозрачных вод озёрных. И увидевший их человек преисполнялся благости и чести, любви и света. И рос мир, как цветок, под светом их. И многие царства поднялись в нём. И свет единорогов окрылял поэтов и ученых, дарил мудрость и понимание.
Но были в мире и силы зла. И нашли они обиталище для себя в душах людских. И возгордился человек своей силой и могуществом. И сказал человек: "Вот я построил царства мои. И животные на пастбищах моих. И в лесах моих бью дичь себе для еды. Хозяин я на земле своей и должна быть подвластна она воле моей и силе моей". И решил человек отнять у единорога то, что считал символом его. И поймал он одного из них и убил.
И настала ночь на земле. И холод пронзил сердца людские. И рухнули башни городов великих, и только метели гуляли по льдам морей и улиц. И вернулся человек на место злодеяния своего. И покаялся в проступке своём. И вернул телу похищенное им. И наступил новый день. И пришла новая жизнь.
Так уходит день, уступая место ночи, которая сменится утром. Так меняется лето, осень, зима и весна. Так приходим мы в мир и уходим в забвение. И поступки наши - следы вечного движения жизни.
Но поступки наши оставляют и след. И не увидеть теперь человеку Единорога. Потому что не страх должен вызывать покаяние, а понимание и любовь. И только детские руки с чистотой своей могут прикоснуться к Свету и Любви.
Идёт время своим чередом. И над прозрачными водами озёр можно заметить Единорога Света и Единорога Любви и стражей их - след страха и гордыни.

Hosted by uCoz