Магические существа
Главная страница книги Легенды и предания

Кто эти создания?

Аннамские тигры.
По представлениям аннамитов, тигры, или духи, живущие в тиграх, правят четырьмя сторонами света. Красный Тигр правит на Юге (который помещают в верхней части карты) ; в его ведении лето и огонь. Черный Тигр правит севером, в его ведении зима и вода. Синий Тигр правит Востоком, в его ведении весна и растения. Белый Тигр правит западом, в его ведении очень и металлы.
Над этими Главными Тиграми есть еще пятый, Желтый Тигр, который находится в середине и управляет остальными, в точности как Император находится в середине Китая, а Китай - в середине мира. (Поэтому его называют Срединным государством; поэтому он помещен в середине карты мира, которую создал в конце шестнадцатого столетия отец Риччи из Общества Иисусова для просвещения китайцев.)
Лао-цзы поручил Пяти Тиграм миссию вести войну против демонов. В аннамитском молитвеннике, переведённом на французский Луи Шошодом, есть молитва о помощи, обращенная к Пяти Небесным Тиграм. Это поверье происходит из Китая;; синологи пишут о Белом Тигре, который правит далёкой областью западных звёзд. На Юге китайцы помещают Красную Птицу; на Востоке - Синего Дракона; на Севере - Черную Черепаху. Как видим, аннамиты сохранили цвета, но всех этих животных свели к одному.
Бхилы, народ Центральной Индии, верят в существование ада для тигров; малайцы рассказывают о городе в недрах джунглей, где балки из человеческих костей, стены из человеческой кожи и карнизы из человеческих волос; этот город построили тигры, они и живут в нём.
Б А Н Ь Ш И .
Похоже, что никто никогда не видел эту "сказочную женщину". Она не столько существо, имеющее облик, сколько зловещий вой, наполняющий ужасом ночи Ирландии и (согласно "Демонологии и колдовству" сэра Вальтера Скотта) нагорья Шотландии. Под окнами дома, который она посетила, баньши пророчит смерть кого-то из членов семьи.
Её появление говорит о чистоте кельтской крови этой семьи, об отсутствии какой-либо примеси латинской, саксонской или датской крови. Баньши слышат также в Уэльсе и в Бретани. Её завывание называется "кининг".
О Богах.
Богов в понимании этого слова людьми не существует. "Сотни тысяч лет разумные существа придумывали себе идолов. Их называли богами, дьяволами, духами... Думающий мозг сознает свое несовершенство, и стремится достичь идеала, которого нет, не было, и быть не может". Но существуют те, кто были их прообразом - это существа из других миров, которые прошли более долгий путь эволюции и обладают определенной властью. Их разделяют на жителей верхних и нижних (по отношению к нашему) миров. Если человеку дать возможность управлять могущественными силами, то он все равно остается человеком со всеми своими слабостями. Так и эти существа из других миров являются не Богами, а всего лишь теми, кто они есть. "Ибо понятие бог - это единственное НЕВОЗМОЖНОЕ понятие во Вселенной. Богов нет, и НЕ МОЖЕТ быть. Любой, кто попытается им стать, лишь усилит хаос, даже имей он желание его уничтожить".
"Боги" не имеют физического тела и представляют собой энергетическую субстанцию, которая может принимать любую форму. Из-за отсутствия тела для них не существует множество ограничений, которые присущи людям: они меняют свою форму, мгновенно перемещаются на большие расстояния, путешествуют по мирам, им гораздо легче управлять энергиями и т.д. "Боги" могут творить и разрушать, дарить и отбирать.
Человек мыслит образами и поэтому всегда старается подогнать то, что он видит под то, что ему знакомо, т.е. придать этому форму. "Не человек, не зверь, не птица и одновременно все вместе. Человеческий разум не мог понять, что это, оно было недоступно пониманию человека". Поэтому для общения с людьми "боги" стараются принимать определенную форму. "Боги" бессмертны, они ничьи: у них свои желания и цели, они играют в свои игры, но "Богами" они являются только тогда, когда им поклоняются и приносят жертвы. Царь не является царем, если он не имеет подданных. "Исчезни мы - и вам станет только лучше. Исчезни вы - и нас ждет смерть".
Почему маги "встают под знамена "богов"? Этому есть множество причин:
· Можно действовать от имени и в интересах "бога". Тем самым, прикрываясь именем "бога" преследовать свои интересы;
· То, что ты принадлежишь какому-то "богу" защищает тебя, так как все знают, что, нападая на тебя, они нападают на твоего "бога". Следовательно, в кризисных ситуациях можно воспользоваться помощью "своего" "бога". Почему "боги" помогают своим подданным? Дело в том, что "богам" нужны те, кто в них верит;
· "Бог" может дать тебе то, что ты не можешь получить своими силами (власть, деньги, бессмертие, увеличивает твои способности:);
· Бывают еще "идейные". Они принимают "бога" так как верят, что "бог" воплощает идеи, которые близки им самим.

"Богов" бывает довольно много и поэтому маг выбирает, исходя из своих соображений, какого-то одного. Посвящение "богу" может происходить по разному: крещение, постригание, обрезание, клятва, и т.д. Главное то, что ты должен верить в "бога" и обряд посвящения совершить добровольно. Только тогда "бог" получает власть над тобой и твоей судьбой. Те, кто не прошли посвящения и не верят в Бога, свободны и сами выбирают свой путь. Они сами Боги для себя.
Боги, как и люди, воюют между собой за сферы своих интересов и влияния. В такой войне участвуют не только "боги", но и их подданные. В случае поражения бога у тех, кто ему служил, есть несколько вариантов: перейти на службу другому "богу" (верующие в Перуна - в Христианство); сохранить свою веру, которая умрет вместе с последним, кто ей придерживался (старообрядцы); или остаться "Наемником Мертвых Богов" - тем, кто может сам распоряжаться своей жизнью.
"Им не нужно уже ничего
Веры, крови или цветов
Ваши Боги убили моих
Я - Наемник Мертвых Богов".
В А Л Ь К И Р И И .
В древних германских языках "валькирия" означает "подбирающая убитых". Мы не знаем, как представляли себе валькирий народы Германии или Австрии; в скандинавской мифологии это прекрасные вооружённые девы. Обычное их число - три, хотя в Эдде названо больше дюжины их имен.
Согласно народным мифам, они подбирают души павших на поле брани и уносят их в эпический рай Одина. Там, в Чертоге Павших, Валгалле, где кровля из золота и светят не лампы, а обнаженные мечи, с самой зари и до заката воины сражаются насмерть. Затем те, кто убит, воскресают и участвуют в пире богов, где им подносят мясо бессмертного вепря и неиссякающие роги с хмельным мёдом. Образ нескончаемой битвы, по-видимому, кельтского происхождения.
Англосаксонский заговор от внезапных колик описывает валькирий, не называя их прямо, следующим образом:

Гром грохотал, да, гром грохотал, когда они
Над землёй скакали,
Грозны сердца их были, когда над горами
Они скакали…
Ибо могучие девы всю силу свою собрали…
При распространившемся влиянии христианства образ валькирии деградировал; в средневековой Англии судья приговорил одну несчастную женщину к сожжению на костре, обвинив её в том, что она - валькирия, то есть ведьма.
В А С И Л И С К .
Василиск — один из самых смертоносных зверей средневековой символики; внешне похож на симплициссимуса, но с головой и ногами петуха. Считалось, что только взгляд василиска может убить (и единственной возможностью одолеть василиска было поставить перед ним зеркало). Также считался "королем, змей" (отсюда греческое "базилискос", "маленький король"). В христианской символике — один из четырех воплощений дьявола, в 91 псалме говорится: "на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона". В геральдике его изображают с хвостом дракона, и он символизирует сокрушение врагов. Василиск так же символизирует вероломство или что-то смертельное. С течением веков василиск (известный также под названием "кокатрис") становился все более безобразным и пугающим, а в наше время о нем и вовсе забыли. Название его происходит из греческого языка и означает "царек"; по мнению Плиния Старшего (VIII, 21), это змея с "белым пятном на голове, похожим на корону или диадему". В средние века он становится четырехногим петухом с короной, желтыми перьями, большими колючими крыльями и змеиным хвостом, который завершается крючком или же второй петушиной головой. Изменение облика отразилось в изменении названия: Чосер в "The Parson's Tale" говорит о василикоке ("василикок убивает людей ядом своего взгляда"). Одна из гравюр, иллюстрирующая "Естественную историю змей и драконов" Альдрованди, наделяет василиска чешуей вместо перьев и восемью ногами. (Согласно Младшей Эдде, у Одинова коня Слейпнира также было восемь ног.)

Что в василиске остается неизменным, так эти убийственное действие его взгляда и его яда. Глаза горгон обращали живых существ в камень; Лукан рассказывает нам, что из крови одной из них произошли все змеи Ливии - аспид, амфисбена, аммодит и василиск. Приводим соответствующие пассажи из книги IX "Фарсалии":


В теле ее губительный яд впервые природа
Произвела: из горла тогда шипящие змеи
Выползли, жалом своим трепеща с пронзительным свистом.
И по спине у нее разметались, как женские косы
Плечи хлестали они ликованием полным Медузы.
Встали над хмурым челом, поднявшись дыбом, гадюки,
Яд извивался из них, когда волосы дева чесала.
Что было пользы проткнуть копьем василиска.
Мурру несчастному? Яд мгновенно по древку разлился.
В руку всосался ему; поспешно меч обнаживши,
Он ее тотчас отсек, у плеча отделивши от тела.
И, наблюдая пример своей собственной смерти ужасной,
Смотрит, живой, как гибнет рука.

Василиск обитает в пустыне, или, точнее, он создает пустыню. Птицы падают мертвыми к его ногам, и плоды земные чернеют и гниют; вода источников, в которых он утоляет свою жажду, становится отравленной. О том, что одним своим взглядом он раскалывает скалы и сжигает траву, свидетельствует Плиний. Из всех животных одна лишь ласка не боится этого чудовища и может напасть на него спереди; было также поверье, что василиска повергает в смятенье крик петуха. Опытные путешественники, прежде чем углубиться в неизведанные края, благоразумно запасались либо петухом в клетке, либо лаской. Другим оружием было зеркало: василиска убивает его собственное отражение.

Исидор Севильский и составители "Speculum Triplex" ("Тройного зеркала") отвергают легенды Лукана и искали рационального объяснения природы василиска. (Отрицать его существование они не могли, ибо в Вульгате древнееврейское слово "тсефа", название ядовитого пресмыкающегося, переведено как "кокатрис".) Наибольшее признание получила теория об уродливом яйце, снесенном петухом и высиженном змеей или жабой. В семнадцатом веке сэр Томас Браун счел это объяснение столь же неестественным, как самого василиска. В те же годы примерно Кеведо написал свой романе "Василиск", где говорится:


Si esta vivo quien te vio,
Toda su historia es mentira,
Pues si non murio, te ignora,
Y si murio no lo afirma
[Коли жив, кто тебя видел,
Зря нам сказки говорит.
Коль не умер, то не видел.
Ведь кто умер, тот молчит
(исп.)

Hosted by uCoz